Гибкие воздуховоды для вентиляционных систем
Основа любой вентиляционной системы – воздуховод. Так называется трубопровод, предназначенный для транспортировки воздуха согласно схеме вентиляции. Сообразно техническим условиям и бюджетным возможностям применяются такие основные типы металлических воздуховодов:
- жесткие воздуховоды из оцинкованной стали;
- полужесткие воздуховоды из алюминия;
- гибкие воздуховоды из алюминиевой фольги.
Наибольшее распространение получили жесткие воздуховоды, как наиболее дешевые и легкие в монтаже. Однако в труднодоступных и стесненных местах и при других осложнениях при прокладке трасс вентиляционных магистралей применяются полужесткие и гибкие воздуховоды.
Устройство гибкого воздуховода
Воздуховод гибкий гофрированный изготавливается из многослойной полиэфирной ленты с металлизированным покрытием алюминиевой фольгой, навитой на спиральный каркас из стальной проволоки. Такие трубы-воздуховоды производятся условным диаметром прохода от 100 до 500 мм. Фольга не сохраняет постоянную форму, поэтому такие воздуховоды остаются круглыми в сечении только благодаря спирали каркаса. Поверхность такой трубы выглядит неровно, и такая фактура поверхности оказывает небольшое дополнительное сопротивление потоку воздуха.
Тонкие стенки со спиралевидным каркасом обуславливает главное преимущество гибкого воздуховода – способность изгибаться по любой траектории. Другие достоинства таких воздуховодов:
- устойчивость к коррозии;
- высокая износоустойчивость;
- способность выдерживать вибрацию;
- определенная акустическая инерция;
- совместимость с круглыми и овальными фитингами систем воздуховодов.
Воздух высокой влажности и непредвиденный конденсат не вызовут появления ржавчины в гибком воздуховоде. Операции монтажа и прокладки по трассе не приводят к повреждениям, а в смонтированном состоянии возможная вибрация не оказывает никакого воздействия на такой воздуховод. Мягкая фольга не передает звуки, хотя оказывает сопротивление потоку больше, чем гладкая труба. На участках, где есть условия возникновения конденсата, применяется утепленная разновидность таких гибких воздуховодов. Утепленные гибкие трубопроводы из фольги представляют собой аналогичную трубчатую конструкцию со спиральным армированием. Поверх такой трубы равномерно распределен термоизолятор – минвата. Поверх термоизолятора имеется защитный слой – оболочка, также из металлизированной алюминием полимерной ленты. Слой минваты может достигать 40 мм, этот слой также играет роль звукоизолятора.
Монтаж гибких воздуховодов
Основная проблема при монтаже гибкого воздуховода - размещение его в ровном виде на прямых участках трассы. Из-за высокой гибкости такой трубы, для ее крепления нужно применять значительное количество хомутов – подвесок. Гибкий трубопровод должен быть смонтирован с небольшим натяжением. Если на трассе допущено провисание такого воздуховода, в этом месте повышается сопротивление воздушному потоку и уровень шума.
Соединение гибкого воздуховода с фитингами или другими компонентами вентиляционных систем уплотняется металлизированным скотчем и, при необходимости, узел такого соединения защищается термоизоляцией по месту. Диаметры трубопроводов и фитингов различных систем трубопроводов стандартны, поэтому выполнение узлов соединений, разветвлений и подключений с помощью стандартных фитингов осложнений не вызывают.
В местах сочленения теромизорованных участков места примыканий также должны быть термоизолированы и защищены. Хомуты крепления нужно располагать поверх теплоизоляции – во избежание образования мостиков холода и для повышения звукоизоляции. Необходимо применять меры по защите от распространения шума.
Монтаж выполняется с соблюдением правил противопожарной безопасности, в частности – должны быть предусмотрены заземление системы, возможности доступа к важнейшим узлам соединений и разветвлений.
Самое главное – система должна быть устроена с обоснованным применением жестких и гибких воздуховодов, тогда будет получен оптимальный по стоимости и эффективности результат.